Правила
Родителям
Памятка родителям (законным представителям)
о подаче заявления о зачислении ребенка в 1 класс
В 2020 году Министерством просвещения Российской Федерации принят новый Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ от 2 сентября 2020 № 458).
Правила приема в конкретную школу на обучение в части, не урегулированной законодательством об образовании, определяются школой самостоятельно.
Поступить в первый класс государственной или муниципальной школы может ребенок, достигший возраста шести с половиной лет, при отсутствии у него противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения им возраста восьми лет. Поступление в школу с более раннего или более позднего возраста возможно по заявлению его родителей (законных представителей) с разрешения учредителя школы (для государственной школы - министерство образования и науки Удмуртской Республики, для муниципальной школы — орган управления образованием Администрации муниципального образования). Разрешение принимается комиссией, которая рассматривает документы, подтверждающие готовность ребенка к обучению в раннем возрасте, а также документы, подтверждающие отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья к раннему началу обучения.
Шаг 1.
Выберите школу, в которую может поступить ваш ребенок
Школы размещают на своем информационном стенде и официальном сайте в сети Интернет, издаваемый не позднее 15 марта текущего года распорядительный акт уполномоченного органа о закреплении школ за конкретными территориями. Срок такого размещения - не позднее 10 календарных дней с момента издания соответствующего распорядительного акта.
Кроме того, с целью проведения организованного приема детей в первый класс школы размещают на своем информационном стенде и официальном сайте в сети Интернет информацию:
• количестве мест в первых классах - не позднее 10 календарных дней с момента издания вышеуказанного акта;
• наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, - не позднее 5 июля текущего года.
По общему правилу в приеме в государственную или муниципальную школу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую школу обращаются для государственной школы в министерство образования и науки Удмуртской Республики, для муниципальной школы в орган управления образованием Администрации муниципального образования.
При этом законодательством установлены отдельные категории граждан, которые имеют, в частности, право внеочередного, первоочередного или преимущественного приема на обучение в школу. Также критерии, в соответствии с которыми детям предоставляется место в школе в льготном порядке, могут устанавливаться локальными нормативными актами школы. Например, право преимущественного приема на обучение по общеобразовательным программам начального общего образования имеют дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, в государственные и муниципальные образовательные школы, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать для обучения своего ребенка школу по месту проживания, в которой должны быть созданы необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии такого заключения).
Прием в школы осуществляется в течение всего учебного года при наличии свободных мест.
Шаг 2.
Подготовьте заявление и необходимые документы и представьте их в школу.
Прием ребенка в школу осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя).
В заявлении указываются, в частности, следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка;
б) дата рождения ребенка (из свидетельства о рождении);
в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребёнка;
г) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;
д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителей (законных представителей) ребёнка;
е) адрес электронной почты, номер телефона родителей (законных представителей) ребенка;
ё) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приёма;
ж) о потребности ребёнка в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии или инвалида (ребёнка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
з) согласие родителей (законных представителей) ребёнка на обучение ребёнка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного ребёнка по адаптированной образовательной программе);
и) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе);
к) язык образования и родной язык для изучения;
л) факт ознакомления родителей (законных представителей) ребёнка с Уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
м) согласие родителя или поступающего на обработку своих персональных данных и персональных данных ребенка.
Образец заявления о приеме на обучение размещается школой на своих информационном стенде и официальном сайте в сети Интернет.
Помимо заявления Вам понадобятся, в частности, следующие документы:
- копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребёнка или поступающего;
- копию свидетельства о рождении ребёнка или документа, подтверждающего родство заявителя;
- копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости);
- копию документа о регистрации ребёнка или поступающего по месту жительства ли по месту пребывания на закреплённой территории или справку о приёме документов для оформления регистрации по месту жительства;
- справку с места работы родителей (при наличии права внеочередного или первоочередного приёма на обучение);
- копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии). При посещении школы и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами школы родители (законные представители) ребенка предъявляют оригиналы документов.
Родители (законные представители) детей вправе по своему усмотрению представлять также и другие документы.
В качестве документа, подтверждающего закрепление на определенной территории родители имеют право представить:
• свидетельство о регистрации по месту жительства, свидетельство о временной регистрации по месту пребывания, справку о регистрации по месту жительства,
• справку о временной регистрации по месту пребывания, штамп в паспорте ребенка (старше 14 лет),
• домовую (поквартирную) книгу/карточку (выписка).
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Заявление можно подать 4 способами:
• лично в общеобразовательную организацию;
• через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении;
• в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов) посредством электронной почты общеобразовательной организации;
• через региональный портал государственных и муниципальных услуг Запись стартует всеми способами одновременно.
Кроме того, в соответствующие возрастные периоды несовершеннолетнего, в том числе в 6, 7, 8 лет, проводятся профилактические осмотры, данные о проведении которых вносятся в карту осмотра. На основании результатов осмотра врач определяет, в частности, группу здоровья несовершеннолетнего и медицинскую группу для занятия физической культурой. Копия карты выдается на руки несовершеннолетнему (его родителю или иному законному представителю), в том числе для последующего представления в образовательные организации. Кроме копии карты осмотра вы можете представить в образовательную организацию медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской гpyппe для занятий физической культурой. При этом представление указанных медицинских документов в качестве основания приема в первый класс не является обязательным.
Вас должны ознакомить с уставом школы, ее лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. Факт ознакомления с данными документами фиксируется в заявлении о приеме.
Прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, имеющих право внеочередного, первоочередного или преимущественного приема на обучение, а также проживающих на закрепленной территории, начинается 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года.
По общему правилу для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием таких заявлений начинается с 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. В случае окончания приема всех детей, имеющих право внеочередного, первоочередного или преимущественного приема на обучение, а также проживающих на закрепленной территории, школы осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 6 июля текущего года.
После регистрации заявления и перечня документов, представленных родителями (законными представителями) ребенка, выдается документ, содержащий индивидуальный номер заявления и перечень представленных документов. Указанный документ заверяется подписью уполномоченного должностного лица школы.
Шаг 3.
Дождитесь приема ребенка на обучение в школу
Документы, представленные родителями (законными представителями) детей, регистрируются в журнале приема заявлений. В случае большого количества заявлений, одновременно поступающих разными способами, школа должна вести журнал заявлений, поступивших при личном обращении заявителя, а также журнал заявлений, поступивших в другом виде. Далее общеобразовательная организация переносит сведения обо всех поступивших заявлениях в единый журнал с учетом хронологического порядка их поступления.
Зачисление ведется по журналу, обеспечивающему хронологический порядок учета заявлений.
Руководитель школы издает распорядительный акт о приеме в 1 класс на обучение детей, имеющих право внеочередного, первоочередного или преимущественного приема на обучение, а также проживающих на закрепленной территории, в течение трех рабочих дней после завершения приема заявлений (То есть принцип такой: сначала до 30 июня собираются все заявления - потом издается приказ). Приказы о приеме детей на обучение размещаются на информационном стенде в день их издания.
На каждого ребенка, принятого в школу, формируется личное дело, в котором хранятся заявление о приеме на обучение и все представленные родителями (законными представителями) ребенка документы (копии документов).
Для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, после его зачисления в школу возможно проведение психолого-педагогической диагностики и собеседования с ним.